Интересный вопрос поступил CLS недавно от приложения, которое занимается генерацией мэмов: несет ли платформа ответственность за нарушение авторских прав в контексте Директивы ЕС об авторских и смежных правах на цифровых рынках.
___
Директива вывела мэмы из под регулирования. Последняя редакция Директивы апреля 2019 года, а именно п. 7. Ст 17 гласит:
Сотрудничество между поставщиками услуг онлайн-обмена контентом и правообладателями не должно приводить к предотвращению доступности работ или других материалов, загружаемых пользователями, которые не нарушают авторские и смежные права, в том числе в тех случаях, когда такие работы или другие объекты являются охватывается исключением или ограничением.
Государства-члены должны обеспечить, чтобы пользователи в каждом государстве-члене могли полагаться на любое из следующих существующих исключений или ограничений при загрузке и размещении контента, сгенерированного пользователями в онлайновых службах обмена контентом:
а) цитата, критика, рецензия;
б) использовать с целью карикатуры, пародии или попурри.
___
Тут стоит вспомнить, что мэм это своего рода медиаобъект, то есть объект, создаваемый цифровым способом (изображение, флэш-ролик, фраза, концепт или идея), спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами (посредством социальных сетей, форумов, блогов, мессенджеров и пр.), воздействуя на сознание человека, вызывая у него определенную эмоцию, реакцию и ассоциацию. Впервые термин «мэм» употребил оксфордский профессор Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» в 1976 году, образовав meme («мим») от греческого слова μήμιμα — «подобие».
___
Мэм, как вирусная картинка или фраза, которые обычно набирают популярность спонтанно, без раскрутки, потенциально способны приносить автору большие деньги. Именно поэтому известны различные прецеденты по мэмам, которые выглядят как исключение из общего правила об их демонополизации после оформления прав интеллектуальной собственности на них.
___
Например, всем известный мэм Grumpy Cat, который принес создателю более 100 млн долларов после регистрации серии торговых марок (ТМ) Grumpy Cat Limited. Недавно компания судилась с нарушителями прав, которые незаконно использовали знак и даже зарегистрировали домены и выиграла у недобросовестных конкурентов более 250 тыс. долл. Счёт в 785,40 евро был предъявлен немецкой компании Get Digital, американской компанией Getty Images за использование в качестве мэма, известного в рунете как "пингвин-социофоб", в английском варианте – Socially Awkward Penguin, который был сделан с использованием фотографии шагающего пингвина штатного фотографа National Geographic.
___
По словам Брэда Кима, редактора сайта Know Your Meme, «отстаивать права на мэмы – обычная практика для фотостоков в ответ на требования удалить изображение и соблюдать авторское право, что часто вызывает обратный эффект - провоцирует дополнительный интерес к изображению, особенно когда иски подают крупные компании". Такие требования вызывают и непонимание интернет-аудитории, ведь "сама культура мэма появилась из абсолютного игнорирования копирайта", отмечает Ким.