За последние 20 лет роль медиа и требования к журналистам существенно изменились. Развитие информационных технологий, появление новых медиа создали новые вызовы и возможности для медиаиндустрии. Быть профессионалом для работников медиа сегодня - значит оставаться верными высоким журналистским стандартам и уметь создавать качественный контент, стать для читателей и слушателей больше, чем сайт, журнал и радио, выйти за пределы традиционных редакционных форматов.
Модуль 1. Медиаграмотность как компетенция критической автономии. От определения и понимания к постоянным практикам и формированию навыков. «Наши глаза видят только то, что наш мозг готов понять», - Робертсон Дэвис. Нарративы и медиамеседжи, как научиться их анализировать. Как объяснить, что искать, не объясняя, что именно должны увидеть? Когнитивный калейдоскоп: почему медиаграмотность - это базовая компетенция? Экспертность. Фейки. Манипуляции. Что происходит, когда вы не знаете, чего именно вы не знаете? Кейсы и рекомендации.
Модуль 2. Информационная гигиена. Оценка точности и достоверности контента. Анализ манипулятивных технологий информации в новых медиа и социальных сетях. Маркеры, с помощью которых можно определить ложную информацию и деструктивный контент, а также алгоритмы проверки фейковой информации; оценка точности и достоверности информации. Обзор примеров манипулятивных технологий и анализ механизмов их действия. Особое внимание уделено проблематике противодействия дезинформации в условиях COVID-19. Лекция основывется на методологии проверки информации StopFake и Poynter.
Модуль 3. Новые форматы медиаконтента. Влияние развития новых технологий и медиа, в частности, появления и развития социальных сетей, стримеров на медиаконтент, формирование и подачу новостей. Позитивное и негативное влияние на формирование качественного контента. Доверие к СМИ и отдельным источникам информации (блогерам, лидерам мнений). Адаптация текстов для различных форматов и платформ.
Модуль 4. Реклама и защита прав интеллектуальной собственности в СМИ и диджитал медиа. Интеллектуальная собственность и регуляторные нормы на всей цепи производства и дистрибуции рекламы в диджитал и других сегментах. Выявление соответствующих рисков в такой цепи. Практические рекомендации по их снижению или предотвращению, где возможно. Особое внимание уделено influencer endorsement как отдельному способу продвижения товаров и услуг, его регуляторным и договорным аспектам, сравнительному анализу соответствующих норм украинского и иностранного законодательства. Обзор типичных антиконкурентных действий в рекламе.
Модуль 5. Права журналистов и информационные права. Права журналистов. Свободный доступ к информации, право доступа к информации, право на распространение и проверку информации. На что именно имеет право журналист и как защитить права журналиста? Кодекс этики журналиста.
Модуль 6. Право на защиту персональных данных в информационную эру. Границы свободы информации для публичных лиц. Разграничение публичной и личной жизни. Акцентирование внимания на границах свободы информации, установленных законом
Модуль 7. Защита от диффамации. Как следует и всегда ли стоит реагировать на попрание вашей чести, достоинства и деловой репутации, что обычно происходит на территории различных средств массовой информации, а также в интернете.
Модуль 8. Кибербезопасность и защита данных в сфере медиа. Цифровая безопасность. Реалистичная оценка рисков, лучшие практики в защите важных учетных записей и средств коммуникации, проблема рационального выбора так называемого безопасного мессенджера. Общие проблемы и подходы в защите устройств от шпионских программ и вирусов.
Модуль 9. Журналист и цифры. Жизнь - это цифры, особенно жизни во время пандемий. Журналисты любят цифры, но часто неправильно цитируют или вырывают их из контекста. Между тем потребители СМИ - это не только работники фабрики, но и те, кто принимает решения. Их взгляды частично формируются за счет мультимедийного, то есть интерпретации данных, а не голых цифр. На основе этих интерпретаций политики делают собственные интерпретации - в зависимости от их мировоззрения, представления и повестки дня. Затем СМИ интерпретируют решения политиков и комментируют их. Что в конечном итоге получает работник завода?
Модуль 10. Безопасность и свобода в эпоху цифровых технологий. Новые вызовы для работы и свободы медиа. Должны гарантии свободы прессы распространяться на такие ресурсы, как WikiLeaks? Является ли Джулиан Ассанж журналистом? Почему обвинения в адрес WikiLeaks являются фактически криминализацией общей практики журналистики и создают опасный прецедент для свободы массовой информации. Роль международных неправительственных организаций для защиты свободы СМИ и информации в условиях глобальных вызовов для медиа (кейс CSO Blue Print for Free Speech).
Хендбук о юридических впросах медиа-индустрии