Молодым специалистам, среди которых искусствоведы и культурологи, арт-менеджеры и галеристы, пока не хватает базовых знаний по действующему законодательству, умения разрешать конфликты частных и публичных прав.
Модуль 1. Охрана интеллектуальной собственности и личных неимущественных прав в искусстве
Деривативное искусство. Авторское право на произведение и право собственности на материальную форму выражения, оригинал произведения. Границы пересечения художественной апроприации и авторского права в современном искусстве. Вечный вопрос о границах авторского права и свободу самовыражения. Личные неимущественные права автора. Доктрина Fair use или случаи свободного использования произведения. Репутация художника: можно ли ее защитить.
Модуль 2. Арт-рынок и его участники.
Имущественные авторские права участников арт-рынка и их защита. Артрынок и его участники: художники, артменеджеры, кураторы, артдилеры, эксперты-искусствоведы, коллекционеры и культурные институты (галереи, музеи, аукционы). Взаимодействие участников на артрынке и правовая основа для этого, или почему «trust is good, but protecting yourself by conclusion of an agreement is better». Особое внимание уделяется имущественным авторским правам участников артрынка и их коммерциализации, исследованы вопросы соблюдения авторских прав на произведение после его продажи или лицензирования.
Модуль 3. Договоры в авторском праве
Основные принципы авторского права, которые необходимо знать при заключении договоров. Виды договоров в сфере авторского права, их существенные условия в соответствии с законом и особенности, о которых упоминается в законодательстве. Лекция сопровождается практическими заданиями для закрепления материала и направлена на получение базовых знаний о правовой охране произведений и формирования навыков, которые позволят: самостоятельно анализировать авторские договоры; определять, имеются ли в них все необходимые условия; понимать содержание всех условий договора; выявлять пробелы и неточности в условиях договора и исправлять их.
Модуль 4. Юридическая диагностика предметов искусства
Международный артрынок становится все прозрачнее. Юридическая диагностика предметов искусства перед покупкой стала уже привычным явлением. Дью-дилидженс - что это такое? Для чего и как проводится юридическая диагностика? Как ее результаты влияют на ответственность сторон по договору купли-продажи? Как она может облегчить продажу, укрепить доверие к украинскому артрынку и сделать предметы искусства инвестиционно привлекательными?
Модуль 5. Предмет искусства, как актив: капитализация и монетизация
Рынок искусства; формирование представления о структуре и функционировании основных игроков и операционных звеньях между ними. Фигура коллекционера как главного покупателя произведений искусства, мотивация его действий. Ценообразование на рынке произведений искусства и механизмы, которые на него влияют. Главные финансовые инструменты, которые использует современный коллекционер. Интернет как средство продажи произведений искусства. Лекция сопровождается примерами успешных и неуспешных компаний онлайн-сферы, даются перспективы развития артрынка через цифровизацию.
Модуль 6. Музеи и культурные ценности
Возможности создания музеев, права и обязанности владельца музеев, формирования музейных фондов. Отдельно уделено внимание созданию музейных коллекций и ведению музейного дела. Понятие музейной коммуникации. Возможности и варианты музейного заработка. Использование лицензии Creative Commons во время распространения цифровых музейных коллекций. Использование музейных экспонатов. Понятие культурных ценностей и экспертиза культурных ценностей. Правовой взгляд на рынок культурных ценностей в Украине. Виды культурных ценностей. Кто может быть экспертом. Цель проведения экспертизы и применения ее результатов. Порядок оформления прав на вывоз / ввоз культурных ценностей.
Модуль 7. Авторское право в цифровую эпоху
Цифровое искусство и искусство новых медиа: как технологии влияют на искусство. Генеративное искусство, или искусство, созданное с помощью искусственного интеллекта. Артроботы в интернете; является ли свободным для использования все, что находится в свободном доступе в сети. Какие особенности онлайн-артрынка и как работают современные платформы для продажи искусства. Новые тренды диджитализации и использование технологии блокчейн для аутентификации и провенанса. Копилефт в искусстве.
Модуль 8. Международная законодательная база в области прав интеллектуальной собственности в визуальном искусстве Происхождение и обоснование права интеллектуальной собственности, в частности, авторского права. Международная гармонизация и взаимное выполнение через Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886, а также следующие изменения и связанные с этим договоры и конвенции на сегодняшний день. Текущие международные и национальные системы авторских прав во всем мире. Классификация оригинальных форм изобразительного искусства. Автоматическое право собственности. Продолжительность. Передача права собственности. Лицензии на использование и получение дохода. Использование, разрешенное законом. Нарушения и средства правовой защиты. Тесты на оригинальность и нарушения.
Модуль 9. Вопросы провенанс предметов искусства, приобретенных за время правления тоталитарных режимов
Оценка важности информации о провенансе в определении достоверности и будущей рыночной стоимости объектов культуры. Конкретный контекст авангардных или модернистских произведений, лишенных сведений о происхождении между 1917-1991 годами, оценка с целью выявления возможных будущих направлений, по которым эти объекты могут быть выставлены на международном рынке искусства. Во время лекции используются соответствующие тематические исследования для выявления потенциальных юридических и финансовых проблем, связанных с транзакцией культурных объектов, которые имеют ограниченную или несуществующую историю собственности. Во время лекции приведены примеры проверки информации с подробными инструкциями.
Модуль 10. Сохранение и защита культурного наследия. Юридические, этические и моральные аспекты
Лекция исследует этический вопрос: имеет ли владелец частной коллекции культурно ценных предметов абсолютное право их продавать? Или можно ли считать такие объекты частью более широкого национального наследия, которое имеет равнозначные права с «ethical title» произведений? Большинство стран приняли правовые нормы, позволяющие отложить экспорт важных культурных объектов как из государственных, так и из частных коллекций. Лекция сосредоточена на Великобритании, которая имела как успехи, так и неудачи в сохранении культурного наследия.
Хендбук о юридических вопросах бизнеса в сфере искусства