Art Law & Business Studios
О ПРОГРАММЕ
О ПРОГРАММЕ

Программа по арт-праву и бизнесу разработана по высоким стандартам неформального образования в сфере искусства и арт-бизнеса. Главное внимание уделено юридическим аспектам арт-бизнеса, организации арт-рынка, защиты культурных ценностей.

Творческим людям иногда сложно разобраться в юридических вопросах, но если они стремятся к успеху и самореализации, им необходимы знания о том, как правильно оценивать свое искусство, формировать историю художника, вести коммерческую деятельность, заключать договоры и защищать свою интеллектуальную собственность.

Программа готовит студентов к сложностям и рискам рынка искусства, предоставляет тактические шаги, необходимые для раскрытия творческого потенциала и развития уровня профессионализма в искусстве и арт-бизнесе.

ДЛЯ КОГО
ДЛЯ КОГО
  • Художников, фотографов, иллюстраторов, художников-монументалистов и фрилансеров, работающих в сфере изобразительного искусства.
  • Профессионалов арт-рынка и культурных операторов (арт-менеджеров, кураторов, дилеров, галеристов, аукционистов, медиаторов и других).
  • Стартаперов, которые имеют собственный арт-бизнес и стремятся повысить свою конкурентоспособность на рынке.
  • Представителей музеев, культурных и образовательных учреждений в сфере искусства, тех, кто реализует грантовые арт-проекты.
ПРИГЛАШАЕМ ВАС
ПРИГЛАШАЕМ ВАС
  • Повысить профессиональные навыки и капитализацию своего искусства.
  • Изменить отношение к интеллектуальной собственности.
  • Работать по правилам цивилизованного арт-рынка.
  • Правильно заключать договоры.
  • Оптимизировать и структурировать арт-бизнес.
  • Развивать навыки цифровой экономики и онлайн-продажи.
  • Развивать свой бренд и продвигаться через медиаканалы.
Статистика по индустрии
64,1
млрд.$- объем публичного рынка искусства за 2019
5,9
млрд.$- Онлайн-продажи за 2019
4,6%
Вклад креативной отрасли в ВВП Украины
50%
Вклад креативной отрасли в ВВП Украины
Игорь Абрамович

Молодым специалистам, среди которых искусствоведы и культурологи, арт-менеджеры и галеристы, пока не хватает базовых знаний по действующему законодательству, умения разрешать конфликты частных и публичных прав.

Игорь Абрамович
Арт-дилер, основатель Abramovych Art Agency
Описание форматов

Модуль 1. Охрана интеллектуальной собственности и личных неимущественных прав в искусстве. Деривативное искусство. Авторское право на произведение и право собственности на материальную форму выражения, оригинал произведения. Границы пересечения художественной апроприации и авторского права в современном искусстве. Вечный вопрос о границах авторского права и свободе самовыражения. Личные неимущественные права автора. Доктрина Fair use, или случаи свободного использования произведения. Репутация художника: можно ли ее защитить.

Модуль 2. Арт-рынок и его участники. Имущественные авторские права участников арт-рынка и их защита. Арт-рынок и его участники: художники, арт-менеджеры, кураторы, арт-дилеры, эксперты-искусствоведы, коллекционеры и культурные институции (галереи, музеи, аукционы). Взаимодействие участников арт-рынка и правовая основа для этого, или почему «trust is good, but protecting yourself by conclusion of an agreement is better». Особое внимание уделено имущественным авторским правам участников арт-рынка и их коммерциализации, исследованы вопросы соблюдения авторских прав на произведение после его продажи или лицензирования.

Модуль 3. Договоры в авторском праве. Основные принципы авторского права, которые необходимо знать при заключении договоров. Виды договоров в сфере авторского права, их существенные условия в соответствии с законом и особенности, о которых упоминается в законодательстве. Лекция сопровождается практическими заданиями для закрепления материала и направлена на получение основных знаний о правовой охране произведений и формирование навыков, которые позволят: самостоятельно анализировать авторские договоры; определять, имеются ли в них все необходимые условия; понимать содержание всех условий договора; выявлять пробелы и неточности в условиях договора и исправлять их.

Модуль 4. Юридическая диагностика предметов искусства. Международный арт-рынок становится все прозрачнее. Юридическая диагностика предметов искусства перед покупкой стала уже привычным явлением. Что это такое? Для чего и как проводится юридическая диагностика? Как ее результаты влияют на ответственность сторон по договору купли-продажи? Как она может облегчить продажи, укрепить доверие к украинскому арт-рынку и сделать предметы искусства инвестиционно привлекательными?

Модуль 5. Предмет искусства, как актив: капитализация и монетизация. Рынок искусства; формирование представления о структуре и функционировании основных игроков и операционных звеньев между ними. Фигура коллекционера как главного покупателя произведений искусства, мотивация его действий. Ценообразование на рынке произведений искусства и механизмы, которые на него влияют. Главные финансовые инструменты, которые использует современный коллекционер. Интернет как средство продажи произведений искусства. Лекция сопровождается примерами успешных и неуспешных компаний онлайн-сферы, приведены перспективы развития арт-рынка через цифровизацию.

Модуль 6. Музеи и культурные ценности. Возможности создания музеев, права и обязанности владельца музеев, формирование музейных фондов. Отдельно уделено внимание созданию музейных коллекций и ведению музейного дела. Понятие музейной коммуникации. Возможности и варианты музейного заработка. Использование лицензии Creative Commons при распространении цифровых музейных коллекций. Использование музейных экспонатов. Понятие культурных ценностей и экспертиза культурных ценностей. Правовой взгляд на рынок культурных ценностей в Украине. Виды культурных ценностей. Кто может быть экспертом. Цель проведения экспертизы и применения ее результатов. Порядок оформления прав на вывоз / ввоз культурных ценностей.

Модуль 7. Авторское право в цифровую эпоху. Цифровое искусство и искусство новых медиа: как технологии влияют на искусство. Генеративное искусство, или искусство, созданное с помощью искусственного интеллекта. Арт-работы в интернете; доступно ли для использования все, что находится в свободном доступе в сети. Какие особенности онлайн арт-рынка и как работают современные платформы для продажи искусства. Новые тренды диджитализации и использование технологии блокчейн для аутентификации и провенанса. Копилефт в искусстве.

Модуль 8. Международная законодательная база в области прав интеллектуальной собственности в визуальном искусстве. Происхождение и обоснование права интеллектуальной собственности, в частности, авторского права. Международная гармонизация и взаимное выполнение через Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886, а также последующие пересмотры и связанные с этим договоры и конвенции на сегодняшний день. Текущие международные и национальные системы авторских прав во всем мире. Классификация оригинальных форм изобразительного искусства. Автоматическое право собственности. Длительность. Передача права собственности. Лицензии на использование и получение дохода. Использование, разрешенное законом. Нарушения и средства правовой защиты. Тесты на оригинальность и нарушения.

Модуль 9. Вопросы провенанса предметов искусства, приобретенных во время правления тоталитарных режимов. Оценка важности информации о провенансе в определении достоверности и будущей рыночной стоимости объектов культуры. Конкретный контекст авангардных или модернистских произведений, лишенных сведений о происхождении между 1917-1991 годами, оценен с целью выявления возможных будущих направлений, по которым эти объекты могут быть выставлены на международном рынке искусства. Во время лекции использованы соответствующие тематические исследования для выявления потенциальных юридических и финансовых проблем, связанных с транзакцией культурных объектов, которые имеют ограниченную или несуществующую историю собственности. В лекции приведены примеры проверки информации с подробными инструкциями.

Модуль 10. Сохранение и защита культурного наследия. Юридические, этические и моральные аспекты. Лекция исследует этический вопрос: имеет ли владелец частной коллекции культурно ценных предметов абсолютное право их продавать? Или: можно ли считать такие объекты частью более широкой национального наследия, которая имеет равнозначные права на «ethical title» произведений? Большинство стран приняла правовые нормы, позволяющие отложить экспорт важных культурных объектов как из государственных, так и из частных коллекций. Лекция сосредоточена на Великобритании, которая имела как успехи, так и неудачи в сохранении культурного наследия.

Команда проекта
Анна Штефан
Анна Штефан
Кандидат юридических наук, глава отдела авторских и смежных прав НИИ интеллектуальной собственности АПрН Украины.
Татьяна Дуденко
Татьяна Дуденко
Эспертка-координатор проекту, кандидат юридических наук, адвокат, член Национального союза художников Украины, магистр Харьковской государственной академии дизайна и искусств
Денис Белькевич
Денис Белькевич
Бизнес акселератор для ArtTech-стартапов Fuelarts (США), основатель
Елена Граб
Елена Граб
арт - консультантка, юрист, преподаватель «Основы арт - бизнеса в УКУ, директор издательства" MAGENTA ART BOOKS "
Генри Лидиэйт
Генри Лидиэйт
Международный юрист со стажем практики 30 лет, арт - стратег, арт менеджер, управляющий партнер фирмы The Henry Lydiate Partnership
Анна Прохорова
Анна Прохорова
адвокат, старший юрист Юридической фирмы "Экво"
Дэвид Чарльз Белингхэм
Дэвид Чарльз Белингхэм
Программный директор магистерской начального программы по арт - бизнеса Института искусств Sotheby's (Лондон), доктор Манчестерского университета
Ольга Симсон
Ольга Симсон
директор Института права, технологий и инноваций, профессор Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого
Партнёры
Стать партнёром
Нам доверяют
840
Слушателей прошли обучение
70
Выпускников заключили контракт в индустрии
31
Компания принимала участие в сертификации
75
Лекций прочитаны топовыми юристами США
Хендбук Art Law & Business Studios

Хендбук о юридических вопросах в арт-индустрии