Законопроект про медиа
Законопроект про медиа
22 января
Статьи

Комитет Рады  по вопросам гуманитарной и информационной политики рекомендовал парламенту принять в первом чтении проект  Закона №2693 «О медиа». Благодаря широкому представлению различных типов медиа, деятельность которых регулирует законопроект, его успели окрестить "медийным кодексом". Кроме кодификации и выполнения европейской Директивы об аудиовизуальных медиа-услугах 2010/13 / EU, проект должен решить еще одну задачу – снизить влияние Российской Федерации на информационную повестку дня Украины.

____

Сначала разберемся, кто в Украине согласно проекту Закона подпадает под категорию медиа?

Субъекты в сфере медиа представлены тремя категориями: аудиовизуальные, печатные и онлайн.

Первые из них, аудиовизуальные медиа, делятся на три типа: линейные (телеканалы и радиостанции), нелинейные (например, VOD / OTT-операторы, стриминг сервисы, такие как Netflix), а также особые виды, в частности общественное вещание. Все они подлежат лицензированию. Лицензии на вещание и лицензии на поставку услуг для нужд вещания выдаются Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания сроком на 10 лет.

Печатные и онлайн-медиа не требуют лицензирования, а должны быть зарегистрированы. Однако обязательной регистрации подлежат только те онлайн-медиа, которые предоставляют пользователям на территории Украины платный доступ к сервису.

Проектом также внедряется понятие "платформа общего доступа к информации". Эти платформы относятся к медиа, а рассматриваются законопроектом как площадка для размещения медиа-контента (имеется в виду Facebook, Instagram, YouTube). При этом, такие влиятельные информационные ресурсы, как Telegram-каналы, остаются вообще без внимания законодателя.

____

Законопроектом предусматривается ограничение вмешательства в информационное пространство государства-агрессора, в частности путем запрета:

- материалов, содержащих популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора, должностных лиц и подконтрольных организаций, которые оправдывают или признают правомерным вооруженную агрессию, аннексию территории Украины, нарушение ее территориальной целостности и суверенитета, в том числе публичное отрицание указанных действий;

- недостоверных материалов о вооруженной агрессии и действий государства-агрессора, должностных лиц и подконтрольных организаций в случае, если следствием этого является разжигание вражды и ненависти или призывы к насильственному изменению территориальной целостности или конституционного строя;

- программ и материалов (кроме информационных и информационно-аналитических), среди участников которых являются лица, которые создают угрозу национальному медиа-пространству Украины и внесены в так называемый "черный список".

Нацсовету предоставлены полномочия реагирования на нарушения законодательства в сфере медиа, в том числе по факту связи медиа с бенефициарами российского происхождения. Аннулирование лицензии и отмена регистрации осуществляется в судебном порядке, однако некоторые полномочия по наложению санкций имеет и сам Нацсовет. Например, если незарегистрированное онлайн-медиа нарушает законодательство, к нему может быть применено предписание, в случае невыполнения которого Нацсовет обращается в суд с требованием запрета распространения данного медиа на территории Украины.

___

Проблема видится в том, что наложение санкций осложняется в случае, когда онлайн-медиа не зарегистрировано (поскольку регистрация по проекту предусмотрена в добровольном порядке), или если нарушение закона происходит в Telegram каналах, статус которых не определен. Это фактически делает Telegram невидимым для законодательства и делает пропаганду государства-агрессора с помощью данного ресурса возможной. Проблему обостряет тот факт, что в отличие от телекомпаний, онлайн-медиа не должны ежегодно отчитываться об изменениях в структуре собственности.

Подробнее с проектом Закона можно ознакомиться https://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=67812

___

Подготовлено медиа-юристом Тимуром Йилмазом.