Законопроект про дезинформацию
Законопроект про дезинформацию
20 февраля
Статьи

Представленный Минкультом Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения национальной информационной безопасности и права на доступ к достоверной информации» получил немало негативных отзывов как среди представителей СМИ, так и среди юристов. Мы разобрали основные риски законопроекта.

____

1. По законопроекту главные составляющие дезинформации сводятся к следующему: недостоверность информации; ее отношение к кругу вопросов, представляющих общественный интерес, и неограниченный доступ к информации. По проекту, не могут признаваться дезинформацией оценочные суждения, сатира и пародия (если во время распространения четко заявлено о сатирическом или пародийном характере информации), а также недобросовестная реклама.

Эксперты указывают, что предложенная дефиниция сужает информационные права, закрепленные ст.10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и противоречит позиции Европейского суда по правам человека, выраженной в решении по делу Salov v Ukraine: «... статья 10 Конвенции, как таковая, не запрещает обсуждение или распространение полученной информации, даже если имеются серьезные сомнения в ее достоверности. Предлагать другое лишило бы лицо права выражать свои взгляды и мнения относительно заявлений, высказанных в средствах массовой информации и, таким образом, наложило бы необоснованные ограничения на свободу слова, гарантированное статьей 10 Конвенции».

____

2. Субъектом дезинформации в соответствии с законопроектом являются не только СМИ и чиновники, но и обычные граждане. Их всех предлагают называть «распространителями информации». На всех распространителей информации авторы законопроекта возлагают обязанности: распространение исключительно достоверной, то есть полной, информации; соблюдение требований прозрачности; своевременное реагирование на заявления об ответе и об опровержении недостоверной информации и т.п. Дезинформация может быть обнаружена в медиа, при просмотре информации на вебсайте, веб странице, аккаунте, канале, на платформе общего доступа, таких как Facebook и YouTube. За распространение дезинформации и несоблюдение правил ее опровержения будет наступать административная ответственность, а за массовое распространение фейков и их финансирования - криминальная. Таким образом, каждый, кто делает перепост в Facebook, рискует быть наказанным. Такую личность будет легко установить, потому что в целях соблюдения требований «прозрачности» пользователям платформ общего доступа, таких как Facebook или YouTube, необходимо будет указывать свои идентификационные данные. Это означает деанонимизация распространителей информации.

____

3. Теперь реагировать на распространение дезинформации будут не работники правоохранительных органов, а новообразованное должностное лицо - Уполномоченный по вопросам информации. Проектом предусмотрено, что деятельность Уполномоченного «дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина». В лице Уполномоченного государство будет осуществлять отбор организаций, предоставлять заключение о соответствии критериям "индекса доверия". Этот индекс может быть присвоен журналисту на основании его добровольного обращения, фактически будет означать круг одобренных государством журналистов. Новеллой законопроекта будет учреждение Ассоциации профессиональных журналистов Украины, членство в которой будет предоставлять статус «профессионального журналиста». Журналисту, который приобрел данный статус, разрешено собирать информацию в зонах чрезвычайных ситуаций и иметь аккредитацию при органах власти. Кроме того, исключительно «профессиональный журналист» будет пользоваться специальной уголовно-правовой защитой в отличие от просто «журналистов», у которых не будет подобных гарантий во время своей деятельности.

 

Подготовлено медиа-юристом Тимуром Йилмазом.